Главная | СМИ о нас | Какие пункты договора аренды квартиры приводят к спорам

Какие пункты договора аренды квартиры приводят к спорам

23 июня 2014

Некоторые пункты договора аренды могут заставить нанимателя отказаться от проживания в съемной квартире. Редакция «РБК-Недвижимости» выяснила о чем чаще всего спорят собственники и арендаторы квартир, как разрешить спорные моменты.

В процессе обсуждения договора арендатор и собственник выдвигают различные требования друг к другу. Некоторые пожелания могут стать причиной разногласий между сторонами. Редакция «РБК-Недвижимости» выяснила у экспертов, какие ситуации обычно приводят к спорам между арендатором и собственником.

1. Одна из самых «горячих» тем при обсуждении договора аренды – изменение стоимости арендной ставки. С этой ситуацией связано около 20–30% споров. Разумеется, многие собственники заинтересованы в том, чтобы повышать цены в любой момент, однако такой вариант не подходит арендаторам. И здесь нужно учитывать мнение обеих сторон. Когда оптимальное решение найдено, стороны фиксируют в договоре срок, в течение которого ставка будет оставаться неизменной, и условия повышения цены.

2. Потенциальных арендаторов также может смутить пункт договора, связанный с оплатой ущерба, который может быть нанесен имуществу собственника. Иногда собственники требуют невозможного и стараются перенести на арендатора все расходы, даже если повреждение объекта произошла не по его вине.

Если собственник заботится о своем имуществе, лучшее решение – это обратиться к страховой компании и указать потенциальные риски. В этом случае стороны смогут избежать возможных конфликтов, а ущерб в случае неблагоприятного события выплатит страховая компания.

3. Причиной отказа, по словам управляющего партнера Delta Estate Елены Земцовой, некоторые собственники могут указать в договоре штрафные санкции за задержку арендной платы. Этот пункт может стать причиной отказа в подписании договора.

4. Предметом спора зачастую становятся сроки расторжения договора, в течение которых стороны должны уведомить о своих намерениях. Обычно на это отводится не более 1 месяца. Как правило, этого времени бывает достаточно, чтобы арендатор смог найти новую квартиру, а собственник – нового жильца. Однако некоторые собственники настаивают на увеличении сроков до 2-3 месяцев. Как правило, делается это для того, чтобы квартира не простаивала. В некоторых случаях квартиру довольно трудно сдать за 1 месяц, и требуется больше времени для поиска нового арендатора.

5. Еще одна популярная причина спора - нежелание хозяина жилья соблюдать прописанные в договоре условия посещения собственной квартиры, рассказывает управляющий директор компании «Миэль-Аренда» Наталья Сивко. Особенно это раздражает нанимателей, когда такие посещения могут случаться довольно часто, без предупреждения или в отсутствие арендаторов.

Однако сами владельцы квартиры заинтересованы в том, чтобы периодически проверять, все ли в порядке с их имуществом. В целом практика такова, что количество посещений сводится до 1 в месяц.

6. Гости – еще одна проблема при обсуждении договора. Собственники внимательно относятся к тем, кто посещает квартиру помимо самих арендаторов. Некоторые владельцы квартир выступают категорически против гостей. Иногда круг посетителей стараются ограничить только родственниками и близкими друзьями.

7. Не всегда собственник и арендатор могут прийти к единому мнению по таким вопросам, как покупка либо замена техники, а также курение в квартире. Предметом обсуждения все чаще становится и такой вопрос, как приготовление пищи на кухне. В последнее время стало модно использовать светлые тона в квартире, однако такой интерьер быстро пачкается и теряется свой вид. Бывают случаи, когда собственники запрещают арендаторам готовить в квартире. Иногда собственники накладывают ограничения на количество проживающих – не более 1-2 человек в квартире.

8. Вопросы при подписании договора аренды также возникают при обсуждении пункта оплаты коммунальных платежей, телефонных переговоров, электричества и воды – входят они или не входят в арендную ставку. Как правило, все коммунальные платежи включаются в стоимость аренды, расходы, которые связаны непосредственно с проживанием: междугородные и международные переговоры, свет и вода, если установлены приборы учета, - ложатся на арендатора, отмечают специалисты департамента аренды квартир «Инком-Недвижимость».

9. Компании, снимающие жилье для своих сотрудников, хотят, чтобы в случае форс-мажорных обстоятельств, заливов и так далее собственник или его представитель непременно выезжал на квартиру. Бывает и такие случаи, когда компании выражают желание, чтобы перегоревшие лампочки заменял собственник или его представитель.

Иногда арендаторы озвучивают и совсем необычные пожелания. «Один из арендаторов попросил, чтобы игуана проживала вместе с ним в квартире. Собственник пошел навстречу клиенту, так как тот пообещал при расторжении договора возместить весь ущерб, нанесенный имуществу, – рассказывает руководитель департамента аренды компании «НДВ-Недвижимость» Юлия Лукина. – Еще одна проблема связана с национальным вопросом. Довольно часто собственники ориентируются на определённую нацию. После проверки документов нередко происходит отказ от сделки».

Чтобы избежать подобных проблем или минимизировать шансы на их возникновение, риэлторы рекомендуют заключать грамотно составленный договор, в котором будут учтены и зафиксированы все подобные моменты.

Типовой договор должен содержать обязательные пункты, защищающие интересы и арендатора и арендодателя, и предусматривающие ответственность и права обоих сторон при различных ситуациях: например, при досрочном расторжении договора по инициативе той или иной стороны, при ущербе, нанесенном квартире и т.д. И если арендатор, принимая решение о съеме квартиры, собирается исправно, в обозначенные договором сроки, вносить арендную плату и бережно относится к арендуемой квартире и ее обстановке, то стандартные пункты договора его не должны смущать. Другое дело, если наниматель видит в договоре какие-то противоречащие здравому смыслу и его интересам пункты, тогда это повод задуматься, а стоит ли его подписывать.

Согласие на обработку персональных данных

Настоящим, свободно, своей волей и в своем интересе даю ЗАО «МИЭЛЬ» (ОГРН 1057748261526, ИНН 7709631538, КПП 770901001, адрес: 109004, г. Москва, ул. Николоямская, д. 40, стр. 1) (далее - Компания) согласие на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, размещенной на настоящем сайте (далее - Сайт), с целью: обработки моего запроса, направленного через форму обратной связи, коммуникации со мной в целях, связанных с обработкой и выполнением моего запроса с помощью различных средств связи, а именно посредством: интернет; сообщений на адрес электронной почты; коротких текстовых сообщений (SMS) и мультимедийных сообщений (MMS) на номер телефона; а также посредством использования информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями (мессенджеров); телефонных звонков; а также в целях продвижения Компанией товаров и услуг, проведения электронных или SMS опросов, контроля маркетинговых акций, клиентской поддержки, контроля качества услуг, оказываемых Компанией, а также для внутренней статистики Сайта, для чего разрешаю совершать с моими персональными данными следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение (в электронном виде и на бумажном носителе), уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение, передачу (в том числе передачу третьим лицам, не исключая трансграничную передачу, если необходимость в ней возникла в ходе исполнения обязательств), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

Право на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, помимо ЗАО «МИЭЛЬ» дается также юридическим лицам, использующим Товарных знак «МИЭЛЬ» на основании лицензионных договоров, а также юридическим лицам, входящим в Сеть офисов недвижимости «МИЭЛЬ» и использующим Товарный знак «МИЭЛЬ» на основании договоров коммерческой концессии (франчайзинга), договоров коммерческой субконцессии (субфранчайзинга).

Одновременно даю свое согласие и не возражаю, чтобы Компания или иные лица по ее поручению отправляли сообщения, в том числе рекламного характера или иную информацию иного содержания на номер телефона или адрес электронной почты, или с использованием иных средств связи, указанных мной в форме обратной связи. Также даю свое согласие (не возражаю) на передачу третьим лицам персональных и иных данных, в том числе для целей их обработки, для обеспечения функционирования Сайта, реализации партнерских и иных программ, при условии обеспечения в отношении передаваемых данных режима, аналогичного режиму, существующему на Сайте, в том числе включая, но не ограничиваясь, передачу персональных данных лицам, аффилированным Компанией или заключившим с ней договоры, а также третьим лицам в случаях, когда такая передача необходима для использования Клиентом (Пользователем) определенного сервиса либо для исполнения определенного соглашения или договора с Клиентом (Пользователем).

Настоящее согласие предоставляется с момента заполнения формы обратной связи на Сайте, срок его действия неограничен. Настоящее согласие может быть отозвано мной в любой момент посредством направления соответствующего письменного заявления по адресу ЗАО «МИЭЛЬ» указанному в настоящем согласии.