Главная | СМИ о нас | Перекрытия федеральных трасс не за горами

Перекрытия федеральных трасс не за горами

25 ноября 2014

С будущего года в столице вступят в силу поправки в закон «О патентной системе налогообложения». «Газета.Ru» разбиралась, как изменения в сфере грузовых и пассажирских перевозок, аренды, розницы и общепита скажутся на малом бизнесе и потребителях.В Москве патентная система налогообложения (ПСН) действует с 1 января 2013 года. В ней выделяется 65 видов деятельности и потенциально максимальный доход по ним, а также устанавливается налог в 6% в год.

Каждый шестой индивидуальный предприниматель (ИП) в Москве обзавелся патентом, следует из доклада главы департамента экономической политики и развития Москвы Максима Решетникова, ответственного за текущие изменения в законопроекте. Еще в майском выступлении на оперативном совещании правительства Москвы он отмечал, что «предприниматели поверили в патентную систему», а в рознице и общепите количество выданных патентов выросло в несколько раз.

На невысокой стоимости патентов настаивал и мэр Москвы Сергей Собянин. Тем необычнее, что в сложной экономической обстановке Мосгордума пересмотрела стоимость патентов по пяти видам деятельности (в 80% случаев предприниматели столкнутся с ростом отчислений).

По предварительному прогнозу, в 2014 году поступления в бюджет города составят порядка 1,3 млрд руб. при 18 тыс. выданных патентов (увеличение в 1,3 раза). Нововведения, по мнению Решетникова, обеспечат Москве дополнительный доход в 600 млн руб.

Эксперты с такой оценкой не согласны, указывая, что на слухах о повышении налога число ИП в августе и сентябре сокращалось (было зарегистрировано всего 262 и 60 ИП соответственно по сравнению с 300 ИП в июле).

«Патентная система совсем новая, в нее только начали входить люди, а контроль со стороны государства за неплательщиками (особенно, что касается аренды жилья и грузоперевозок) очень слабый», — рассказала «Газете.Ru» директор Центра правового обслуживания Анна Коняева.

«Вместо того чтобы упростить систему налогообложения, например, освободив от уплаты обязательных сборов в пенсионный и медицинский фонды (сейчас ИП, выбравшие ПСН, платят 17,3 тыс. руб. в ПФР и 3,4 тыс. руб. в ФФОМС +1% с превышения дохода в 300 тыс.), власти пошли по пути увеличения налоговой нагрузки. Эти изменения в ПСН могут усугубить ситуацию для предпринимателей: часть закроют бизнес, часть уйдут в тень, перестав вообще платить налоги», — считает Коняева.

В департаменте экономической политики и развития Москвы «Газете.Ru» не смогли оперативно предоставить комментарий.

Перевозки

До 1 января 2015 года патент на пассажирские и грузовые перевозки обходился в 18 тыс. руб в год. Такая ставка сохранится только для легковых автомобилей с количеством посадочных мест до пяти, то есть повышение не затронет только традиционное такси (в таксопарках минивэнов не так много), чего не скажешь о маршрутках и автобусах, по которым ежегодная плата вырастет до 90–120 тыс. руб. в год (предполагается, что выручка с одной такой машины составляет 1,5–2 млн руб. в год).

«В Москве курсируют порядка 12 тыс. маршруток и автобусов. Половина из них приходится на ГУП «Мосгортранс», еще треть – на «Автолайн», остальные – на мелкие компании и ИП, которые попадают под увеличение налоговой нагрузки, если работают на патентной системе», — рассказал «Газете.Ru» председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач.

«Сейчас рентабельность бизнеса составляет порядка 3–5% при идеальных условиях. Но если не все машины вышли, есть штрафы, то она стремится к нулю. Прибавьте к этому, что тарифы регулируют власти, а цены на дизельное топливо, на котором ходят автобусы, растут».

Эксперты говорят, что перед владельцами транспорта стоит вопрос технической выживаемости. «Об обновлении парка говорить уже не приходится – в основном все ездят на импортном транспорте. И даже если ряд транспортных средств собирается здесь, цены на них из-за ослабления рубля все равно выросли, пусть и не пропорционально укреплению доллару», — отметил Храпач.

«Похоже, что мы хотим загнать пассажирские перевозки в глубокую яму и ездить на убитых автомобилях с открывающимися дверьми на проволоках, через которые будут падать пассажиры. Люди, которые работают сейчас на маршрутах, уйдут под «черный флаг», будем ездить все на заказных автобусах. Они будут добивать свой транспорт, а после того, как он станет неликвидным, сдадут в металлолом или сожгут его на Красной площади, — возмущается председатель Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов.

— Члены нашего профсоюза совершенно открыто уже выражают желание именно это и сделать – сжечь автомобили на Красной площади».

Еще сильнее изменения в патентной системе налогообложения затронут грузовые перевозки, по которым выплаты увеличатся в 2–10 раз (максимум придется заплатить за машину грузоподъемностью свыше 10 т – 180 тыс. в год).

«В Москве зарегистрировано свыше 300 тыс. грузовых автомобилей на 25 тыс. владельцев. Поэтому процент ИП с одним-двумя грузовиками довольно высокий», — отметил председатель Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Эксперты отмечают, что ситуация на рынке грузоперевозок и так была сложная: бизнес не лицензированный, доступ на рынок открыт, в связи с чем в Москве наблюдается его перенасыщенность. Чтобы получить клиента, автовладельцы вынуждены значительно снижать цены, из-за чего рентабельность бизнеса крайне низкая.

Или крупный бизнес окончательно вытеснит мелкий, и тогда он сможет диктовать свои цены. Власти не думают, куда толкают народ. Крупные перекрытия федеральных трасс не за горами», — считает Котов.

Аренда

Сейчас все ИП, сдающие в аренду помещения, платят 60 тыс. руб. в год, исходя из предполагаемого дохода в 1 млн руб. в год вне зависимости от местоположения объекта недвижимости, его площади, а также типа (жилое или нежилое помещение).

Но с будущего года на цену патента на жилое помещение и дачу значительно будет влиять адрес и размер объекта. Так, платежи по квартирам менее 50 кв. м сократятся: до 45 тыс. руб. в ЦАО, 30 тыс. руб. – в пределах МКАД 21 тыс. руб. – в Новой Москве. Однако для квартир большей площадью практически по всем параметрам предусмотрено повышение цены патента. Максимальный платеж достигает 600 тыс. руб. в год, то есть повышение в 10 раз, для квартиры в ЦАО свыше 600 кв. м, исходя из того, что предполагаемый годовой доход по ней составляет 10 млн руб.

«Основную долю сдаваемых сегодня объектов составляют одно- и двухкомнатные квартиры эконом-класса. Для владельцев однокомнатных квартир предусмотрен понижающий коэффициент, но это преимущество нивелируется сложной процедурой получения статуса ИП и приобретением патента. Владельцы двухкомнатных и трехкомнатных квартир, попадающие в диапазон 51–100 кв. м, ничего не выигрывают от новых правил, если не сдают квартиры дороже 85 тыс. руб. в месяц [это без учета ежегодного страхового взноса]», — объясняет управляющий директор компании «Миэль-Аренда» Наталья Сивко.

Эксперты отмечают, что владельцы недорогих квартир не жалуют патентную систему, так как не готовы отдавать государству сумму, равную их месячной выручке.

«Владельцы дорогих квартир, скорее всего, в большей степени перейдут на патентную форму, поскольку даже при повышающем коэффициенте дорогие квартиры выгоднее сдавать под 6%, чем под 13% НДФЛ. Владельцам, которых не пугает финансовая отчетность и кассовый аппарат, подойдет форма работы в качестве ИП, но без патента, как наиболее экономически выгодная», — поясняет Сивко.

«В частности, на патентную систему сейчас переходят многие компании, которые предоставляют своим топ-менеджерам квартиры. Но повышать взносы в несколько раз в текущей экономической ситуации нелогично. Некоторые предпочтут уйти в тень, а те, кто до этого думали легально оформить бизнес, откажутся от этой идеи из-за непредсказуемости роста расходов», — считает руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП Сергей Елин.

В целом эксперты отмечают, что переход на дифференцированные ставки патента по аренде верный. Тем более странно выглядит, что нежилую площадь московские власти разделили только по размерному принципу, не забыв увеличить в несколько раз платежи на всю соответствующую недвижимость более 100 кв. м (право на сдачу в аренду помещения свыше 600 кв. м обойдется в 600 тыс. руб.). «Получается, что, по мнению Москвы, доходность помещения в центре города и за МКАД одинакова, что, естественно, неверно. Так что в итоге мы опять видим неоправданное увеличение налоговой нагрузки на бизнес», — сказал Елин.

По мнению аналитиков, стоимость аренды вряд ли возрастет в связи с ростом налоговой нагрузки, поскольку сейчас на рынке предложение превышает спрос: рост арендной ставки привел бы к увеличению срока экспозиции помещения, а значит, и к недополучению дохода владельцем.

Розница и общепит

Наконец, изменения в патентной системе налогообложения затронут розничную торговлю и услуги общественного питания: по объектам менее 50 кв. м (свыше не могут претендовать на патент), находящихся в ЦАО, расходы вырастут в 2 раза, до 240–360 тыс. в год.

«С одной стороны, может показаться, что увеличение расходов по патенту для объектов в ЦАО не столь значительное с учетом того, сколько владелец может платить за аренду точки. Но надо понимать, что не все объекты находятся на проходных центральных улицах, есть локальные точки. И для них это станет вопросом выживания. И это при том, что сейчас в сфере общепита фиксируется падение числа посетителей на 10–30%», — сказал член совета «Опоры России» Сергей Рак.

 

«Неслучайно владельцы не спешили переходить на патентную систему: всего в этой сфере сейчас 5–7% работают по ней», — подчеркивает президент Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров Владлен Максимов.

«В департаменте экономической политики Москвы спрашивают: «Как у вас может не быть несколько месяцев прибыли?» Но они совершенно не думают, что предприниматель постоянно должен инвестировать в закупку оборудования, товара, ни о каком расширении бизнеса в таких условиях вообще речи быть не может».

«Предприниматели не доверяют властям, которые с повышением налогов действуют так, что создается впечатление, что бизнес хотят «зачистить». Предприниматели – народ пугливый. Им через год подняли ставки, а на другой – они уже не будет вкладывать в развитие дела. Мы сейчас предлагаем партнерам по франшизе различные схемы, как увеличить привлекательность их точек. А они боятся, что уже завтра не потянут новые расходы», — сказал Рак, председатель совета директоров компании «Маркон», которой принадлежит сеть фастфуда «Стардог's».