Главная | СМИ о нас | Выгонят и деньги не вернут: 6 фобий арендаторов и как от них избавиться

Выгонят и деньги не вернут: 6 фобий арендаторов и как от них избавиться

25 мая 2015

Мошенничество, обман, неадекватные хозяева и множество других опасностей не дают квартиросъёмщикам спокойно спать. АиФ.ru составил список главных страхов арендаторов и спросил у экспертов, как максимально обезопасить себя в каждой из ситуаций.

Аренда квартиры в последнее время превращается из просто сложного мероприятия в квест, полный страхов и опасностей. В СМИ каждый день описываются всё новые схемы мошенничества, знакомые постоянно рассказывают о неадекватных владельцах квартир, которые то норовят поднять арендную плату в два раза в связи с подорожанием гречки, то хотят одни днём выгнать арендаторов на улицу, а то и вовсе отказываются возвращать деньги, уплаченные в качестве залога в самом начале аренды.

АиФ.ru составил список главных фобий арендаторов и попросил у ведущих экспертов на рынке аренды жилья совета, как нашим читателям максимально обезопасить себя, арендуя квартиру.

Выселение раньше срока

Фобия: Одной из главных фобий арендаторов квартиры является страх внезапно оказаться на улице по прихоти владельца квартиры, который потребует выселения раньше намеченного срока. Сразу скажем: арендодатель имеет право потребовать досрочного выселения. Но есть и способы сделать такое выселение максимально безболезненным для вас.

Решение: отвечает Мария Жукова, первый заместитель директора компании «МИЭЛЬ-Аренда»:

- Если, например, хозяин квартиры попытается досрочно выселить жильца исключительно по своей прихоти, в договоре найма обычно предусматриваются штрафные санкции за это. Важно указать, за какой период времени и в каком виде каждый из участников арендных отношений может расторгнуть договор досрочно, а также порядок возврата денег за оплаченный и не прожитый период, а также залоговой суммы. Арендодатель может расторгнуть договор досрочно в случае нарушения квартиросъёмщиком условий договора, например за неуплату стоимости аренды. Если арендатор пользовался услугами агентства при поиске квартиры, то в случае возникновения конфликтной ситуации он может обратиться в эту фирму. Например, наша компания предоставляет своим клиентам гарантию, на основании которой в случае досрочного расторжения договора в течение трёх месяцев после заключения сделки арендатору бесплатно подыскивается новое жильё.

Повышение арендной платы

Фобия: Часто квартиросъёмщики опасаются резкого повышения размера арендной платы. В условиях нестабильной российской экономики это особенно актуально: неожиданное повышение курса валюты может заставить владельца увеличить сумму платы за съём квартиры, а арендатор может попасть в непростую ситуацию из-за очередной волны сокращений из-за кризиса в экономики.

Решение: отвечает и. о. руководителя департамента аренды компании «НДВ-Недвижимость» Роман Зеленский:

- Чтобы избежать изменения арендной ставки, необходимо в договоре предусмотреть пункт «арендная ставка фиксируется на весь срок действия договора и подлежит изменению только при обоюдном согласии сторон». В этом случае цена не будет повышена в одностороннем порядке.

Мошенничество со сменой замков

Фобия: один из самых распространённых видов мошенничества - смена замков в квартире. Происходит всё просто: арендодатель якобы сдаёт квартиру, получает плату за первый и последний месяц и, может быть, даже депозит за сохранность имущества. Следующий шаг: пока арендатор переезжает или пока его просто нет дома, «владелец» квартиры проникает в помещение с помощью дубликата ключей, меняет замок, запирает помещение и исчезает. Часто так поступают ненастоящие хозяева помещений, а те, кто квартиру арендуют.

Решение: отвечает Оксана Полякова, заместитель директора Департамента аренды квартир «ИНКОМ-Недвижимость»:

- Проникновение в квартиру без ведома арендаторов - противоправное и уголовно наказуемое действие. Аналогично расцениваются манипуляции с замками и ключами: эта тема - для беседы с сотрудниками правоохранительных органов. Но чтобы предотвратить попытки незаконного вторжения бывших жильцов, можно договориться с наймодателем о смене замка.

АиФ.ru также советует в подобных ситуациях незамедлительно обращаться в правоохранительные органы и писать заявление на того, чьё имя указано в арендном договоре. Кроме того, себя можно обезопасить, заранее обратившись в местное отделение ОВД с просьбой проверить, нет ли интересующей вас квартиры в «чёрном» списке, которые должны постоянно составляться полицией.

Возвращение бывших арендаторов

Фобия: часто арендаторы боятся, что в арендованную ими квартиру, пока их не будет дома, могут ворваться люди, которые снимали это помещение до них и просто скопировали ключи. Такие случаи периодически происходят - бывшие арендаторы обворовывают квартиры, которые до этого брали в аренду.

Решение: отвечает и.о. руководителя департамента аренды компании «НДВ-Недвижимость» Роман Зеленский:

- Необходимо менять личинку замка после выезда нанимателей.

Решение, предложенное нашим экспертом, универсальное. Однако необходимо помнить, что это действие обязательно должно быть либо прописано в договоре аренды. Если этот пункт не внесён в договор, то после возникновения опасений возвращения старых арендаторов нужно хотя бы на словах согласовать смену замков в квартире с её владельцем.

Не вернут депозит

Фобия: распространённая практика при аренде квартиры - внесение страхового депозита, который после завершения аренды должен быть либо засчитан в качестве части ежемесячной выплаты за аренду квартиры, либо возвращён арендатору хозяином квартиры. Зачастую хозяева не горят желанием возвращать депозит. Это происходит либо без объяснения причин, либо под надуманным предлогом, что арендаторы причинили квартире вред, на устранение последствий которого и пойдёт этот депозит.

Решение: отвечает Мария Жукова, первый заместитель директора компании «МИЭЛЬ-Аренда»:

- Чтобы избежать конфликтных ситуаций с владельцем квартиры, необходимо изначально чётко и максимально подробно обговаривать, а главное - прописывать все детали проживания. За нарушения правил, прописанных в договоре, нужно установить штрафные санкции. Также мы рекомендуем при заключении договора составлять акт приёма квартиры, в котором подробно описывается состояние квартиры, полов, окон, сантехники и прочего, во избежание претензий от собственника в отношении испорченного имущества. Конечно, периодически встречаются ситуации, когда одна из сторон нарушает условия договора аренды. В таком случае мы советуем в первую очередь попробовать разрешить конфликт мирным путём, ссылаясь на конкретные пункты договора. Если же это не удалось, тогда можно обратиться в суд, предоставив договор найма и неопровержимые доказательства своей правоты. Если договор аренды отсутствует или данные нарушения в нём не прописаны, эти вопросы регулируются на основе текущего законодательства.

Визиты владельца

Фобия: часто квартиросъёмщики опасаются либо слишком частых, либо несвоевременных визитов со стороны владельца квартиры, который таким образом пытается проверить, в каком состоянии находится его имущество и как соблюдаются его требования арендатором. Одно дело, если такие визиты происходят раз в месяц и вызваны необходимостью получить арендную плату, но совсем другое, когда владелец начинает «заходить на огонёк» в выходные, поздно вечером, рано утром. Часто случается так, что арендодатели и вовсе не звонят в дверь, а просто открывают её своим ключом.

Решение: отвечает Оксана Полякова, заместитель директора Департамента аренды квартир «ИНКОМ-Недвижимость».

- Проникновение в квартиру без ведома арендаторов - противоправное и уголовно наказуемое действие.

Отвечает и. о. руководителя департамента аренды компании «НДВ-Недвижимость» Роман Зеленский:

- Частоту таких проверок и правила предупреждения о них, как правило, прописывают в договоре. Обычная практика - визит не чаще одного раза месяц, с предупреждением за три дня. Отметим, что здесь приходится рассчитывать на добросовестность собственника квартиры, поэтому все необходимые вопросы необходимо обсудить на предварительном просмотре квартиры. Зафиксировав факт несогласованной проверки и нарушение договора, клиент вправе требовать соблюдения существующих условий. Конечно, клиент может поменять личинку в замке на время своего проживания в квартире, но это реально в том случае, если договором не предусмотрен запрет на несогласованную смену личинки/замка.