Главная | СМИ о нас | Поедемте в номера

Поедемте в номера

12 августа 2015

Апарт-отели против квартир «от бабушки»: что выбрать.

Долгое время рынок арендного жилья в России был «черным» если не полностью, то по большей своей части. Сейчас ситуация меняется: при поиске квартиры люди все чаще обращаются к профессионалам, настаивают на заключении договоров найма. Кроме того, недавно у нас появился совершенно новый формат недвижимости - апарт-отели, которые претендуют на звание цивилизованной альтернативы съемным «квадратам». «Дом» попытался представить, каким может стать рынок аренды в будущем.

Культура арендного жилья была довольно развита еще в XIX столетии - тогда в европейских странах, и в России в том числе, для сдачи комнат в аренду строили специальные доходные дома. На Западе рынок продолжал формироваться и в XX веке, у нас же с приходом советской власти сдачей жилплощади стало распоряжаться государство. А после развала СССР всякий контроль над рынком был утрачен, и, конечно, в результате он превратился в нечто стихийное и «антицивилизованное».

Сегодня большая часть арендных сделок по-прежнему заключается «на честном слове» - без подписания официальных договоров, что, кстати, опасно как для арендаторов, так и для собственников. А стоимость услуг риэлторов часто достигает цены месяца проживания. На Западе оплата работы агентов обычно ложится на плечи владельцев недвижимости, и сами отношения сторон в принципе надежнее подкреплены законодательно.

Однако, по словам и.о. руководителя департамента аренды компании «НДВ-Недвижимость» Романа Зеленского, хотя многие люди все еще из страха «обжечься» предпочитают искать квартиры самостоятельно, без помощи специалистов, настроения постепенно меняются в сторону цивилизованного подхода: все больше арендаторов пользуются услугами профессионалов, чтобы избежать неприятностей.

О том же говорит заместитель директора департамента аренды квартир «ИНКОМ-Недвижимость» Оксана Полякова: «В обществе появилась тенденция делать ставку на безопасность - в магазинах ищут надежных производителей, при сделках с жильем - агентства недвижимости с хорошей репутацией. Сегодня у нас большинство операций по найму квартир проводится на законных основаниях, с подписанием необходимых документов».

Также, возможно, укреплению этого позитивного тренда будет способствовать активно развивающийся формат так называемых апарт-отелей - по сути, доходных домов нового поколения. Их созданием многие девелоперы решили заняться после ввода запрета на строительство апартаментов как отдельного вида капитальных объектов.

Доходные дома XXI века

Пожалуй, каждый слышал об апартаментах и примерно представляет, что это такое. Однако, как ни странно, в нашей стране законодательно закрепленного понятия этого вида недвижимости не существует. Поэтому до конца 2014 года застройщики возводили на участках, не предназначенных для размещения жилья, коммерческие объекты - апартаменты, и продавали их как квартиры по более привлекательной стоимости. В результате многие счастливые обладатели «своего очага» оставались без прописки. Теперь власти решили это исключительно русское явление искоренить, но закон для классификации апартаментов, правда, до сих пор не придумали.

В мире же, по словам управляющего партнера агентства недвижимости Point Estate Ирины Калининой, есть апартаменты гостиничные и сервисные. Они полностью благоустроены и имеют кухню. Гостиничные предназначены для относительно короткого проживания - часто ими пользуются семьи и те, кому важно готовить еду самостоятельно. Немало апарт-комплексов расположено на морских и горнолыжных курортах. Сервисные апартаменты, в свою очередь, представляют собой отдельностоящие объекты с просторными квартирами, предназначенными для долгосрочного пребывания жильцов. По большому счету, это аналог классических жилых комплексов с набором сервисных услуг, в которых все квартиры сдаются в аренду, то есть современные доходные дома.

Если ориентироваться на эту классификацию, у нас уже стали появляться настоящие сервисные апартаменты, которые называют апарт-отелями. И одним из первопроходцев в этом сегменте рынка была группа компаний «Пионер», реализовавшая проект YE'S в Санкт-Петербурге. Сейчас компания достраивает аналогичный комплекс в Москве. При этом важно, что апартаменты в YE'S продаются - «Пионер» позиционирует эту идею как хорошую возможность для инвестиций, поскольку сдавать такую недвижимость, во-первых, выгоднее, а во-вторых, проще - все заботы берет на себя управляющая компания. МФК «Ханой-Москва» Фото: www.incentra.ru

Выгоду инвестирования в подобные проекты подтверждает генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая: «Как правило, проживание в апарт-отелях обходится в 40-50 тысяч рублей в месяц. Таким образом, владельцам таких апартаментов сдавать их выгоднее: к примеру, стоимость аренды однокомнатных квартир в Митино в среднем равна 25 тысячам рублей, а в комплексе YE'S в том же районе апартаменты будут сдаваться за 40 тысяч».

Но зачем переплачивать за квартиру в апарт-комплексе арендатору? Основные причины - дополнительный сервис и полностью законные условия сделки. «В любое время в апарт-отелях доступны услуги ресепшен, ресторана, клининга и так далее. При этом все квартиры оснащены современной техникой и обставлены новой мебелью, в то время как «начинка» сдаваемых в аренду частных квартир редко соответствует такому уровню. Кроме того, в подобных комплексах, как правило, действует традиционная для обычных отелей схема бронирования: достаточно просто позвонить на ресепшен или зарезервировать апартаменты онлайн», - говорит Мария Литинецкая.

При этом сочетание цены и качества апартаментов зачастую бывает самым оптимальным в определенном районе. «Цены на «однушки» сильно варьируются - от 25 тысяч до 60 тысяч рублей в месяц. Безусловно, «квадраты» в новых домах и с хорошим ремонтом стоят дороже - от 35 тысяч рублей в месяц, и в целом они являются большой редкостью. Когда в МФК «Ханой-Москва» мы установили стоимость за совершенно новые апартаменты с мебелью и техникой на уровне 32 тысяч рублей в месяц, они разошлись буквально за пару недель», - рассказывает генеральный директор ИК «Инцентра» Ле Чыонг Шон.

У такого арендного жилья, конечно, есть своя основная целевая аудитория. По словам Марии Литинецкой, поскольку формат апарт-отелей предполагает квартиры-студии, он не очень подходит семьям с детьми. Сегодня подобные доходные дома пользуются популярностью у крупных компаний для размещения сотрудников или партнеров из других городов и стран, которые приезжают на длительное время в командировки, а также у женщин и мужчин в возрасте от 25 до 35 лет, ценящих свое время и имеющих рациональный подход к жизни.

По мнению Ле Чыонг Шона, формат апарт-отелей будет успешно развиваться. «Это более чем достойная альтернатива традиционному арендному жилью. Фактически, апарт-отели - тот продукт, который наиболее подходит требовательным и прагматичным арендаторам. Они гарантируют качество и надежность жилья». 

Тем не менее, в ближайшее время подобные комплексы вряд ли смогут составить серьезную конкуренцию обычным квартирам. Для этого, по словам первого заместителя директора «МИЭЛЬ-Аренда» Марии Жуковой, количество апарт-отелей должно быть хотя бы примерно сопоставимо с предложением квартир от собственников. А сейчас в столичном регионе их не больше десятка. Кроме того, формат все равно не может обеспечивать полноценную домашнюю атмосферу, считает Оксана Полякова: «Многие апарт-отели работают на базе хостелов - зачастую у них есть отдельный вход, но от ощущения пребывания в гостинице в них никуда не деться».

А что с квартирами

Самые добросовестные арендодатели на рынке классического жилья - собственники элитных квартир. В «высоком» сегменте практически 100 процентов сделок, по данным руководителя отдела аренды городской недвижимости Kalinka Group Юлии Ковалевой, осуществляется в соответствии с законом. Заключая договор аренды, владельцы ограждают себя от возможных рисков (например, порчи имущества) - выплатить налоги и «спать спокойно» таким собственникам гораздо дешевле, чем терять доход. По той же причине практически все сделки в дорогом сегменте происходят с участием риэлторов.

Хотя сегодня, как мы уже отмечали, все больше и больше «белых» сделок заключается и в других сегментах рынка. Причем рост сознательности в последнем году был обусловлен не только общей тенденцией, но и кризисом: предложение превышает спрос, и владельцам приходится не только понижать арендные ставки, но и идти на определенные уступки


Согласие на обработку персональных данных

Настоящим, свободно, своей волей и в своем интересе даю ЗАО «МИЭЛЬ» (ОГРН 1057748261526, ИНН 7709631538, КПП 770901001, адрес: 109004, г. Москва, ул. Николоямская, д. 40, стр. 1) (далее - Компания) согласие на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, размещенной на настоящем сайте (далее - Сайт), с целью: обработки моего запроса, направленного через форму обратной связи, коммуникации со мной в целях, связанных с обработкой и выполнением моего запроса с помощью различных средств связи, а именно посредством: интернет; сообщений на адрес электронной почты; коротких текстовых сообщений (SMS) и мультимедийных сообщений (MMS) на номер телефона; а также посредством использования информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями (мессенджеров); телефонных звонков; а также в целях продвижения Компанией товаров и услуг, проведения электронных или SMS опросов, контроля маркетинговых акций, клиентской поддержки, контроля качества услуг, оказываемых Компанией, а также для внутренней статистики Сайта, для чего разрешаю совершать с моими персональными данными следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение (в электронном виде и на бумажном носителе), уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение, передачу (в том числе передачу третьим лицам, не исключая трансграничную передачу, если необходимость в ней возникла в ходе исполнения обязательств), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

Право на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, помимо ЗАО «МИЭЛЬ» дается также юридическим лицам, использующим Товарных знак «МИЭЛЬ» на основании лицензионных договоров, а также юридическим лицам, входящим в Сеть офисов недвижимости «МИЭЛЬ» и использующим Товарный знак «МИЭЛЬ» на основании договоров коммерческой концессии (франчайзинга), договоров коммерческой субконцессии (субфранчайзинга).

Одновременно даю свое согласие и не возражаю, чтобы Компания или иные лица по ее поручению отправляли сообщения, в том числе рекламного характера или иную информацию иного содержания на номер телефона или адрес электронной почты, или с использованием иных средств связи, указанных мной в форме обратной связи. Также даю свое согласие (не возражаю) на передачу третьим лицам персональных и иных данных, в том числе для целей их обработки, для обеспечения функционирования Сайта, реализации партнерских и иных программ, при условии обеспечения в отношении передаваемых данных режима, аналогичного режиму, существующему на Сайте, в том числе включая, но не ограничиваясь, передачу персональных данных лицам, аффилированным Компанией или заключившим с ней договоры, а также третьим лицам в случаях, когда такая передача необходима для использования Клиентом (Пользователем) определенного сервиса либо для исполнения определенного соглашения или договора с Клиентом (Пользователем).

Настоящее согласие предоставляется с момента заполнения формы обратной связи на Сайте, срок его действия неограничен. Настоящее согласие может быть отозвано мной в любой момент посредством направления соответствующего письменного заявления по адресу ЗАО «МИЭЛЬ» указанному в настоящем согласии.