Главная | СМИ о нас | Как арендаторы квартир обманывают владельцев?

Как арендаторы квартир обманывают владельцев?

26 мая 2016

Распространенные схемы и способы борьбы.

Принято считать, что уязвимая сторона в арендных отношениях — квартиросъемщик, которого стремятся «развести» агенты, а хозяева – ущемить в правах и поднять цену. Такой взгляд небезоснователен, но мошенников хватает и среди квартиросъемщиков. И вот по каким схемам они обычно действуют.

1. Приходите завтра

Одна из самых распространенных схем мошенничества со стороны арендаторов — пересдача арендованной квартиры. Тут возможны разные варианты, которые роднит общий принцип: съемщик располагает к себе собственника квартиры и/или агента, заключает договор, заселяется и теперь уже сам ищет арендаторов в только что снятую квартиру. Как правило, для этого готовится поддельное свидетельство о собственности, цену могут поставить ниже рынка.

Далее мошенники придумывают легенду — например, что им необходимо срочно уехать и сдать квартиру, но освободить ее они могут только через три дня, так как на это время куплен билет (могут даже его показать)., Затем квартиру спокойно сдают 50-10 «клиентам» буквально за неделю, взяв с каждого по две суммы (ежемесячная оплата и залог), выдаются ключи. Дальше съемщики разбираются между собой сами. Как вариант — мошенники берут только залог и просят подождать со въездом пару дней, пока не вывезут вещи на дачу и т.п.

«В одном из подобных случаев аферисты буквально за пару-тройку часов собрали с доверчивых граждан 180 тысяч рублей. Правда, на этот раз мошенникам не повезло, и закончилось все в отделении», − говорит Роман Бабичев,  руководитель департамента аренды компании «Азбука Жилья».

Появилась такая схема давно, одно время таких мошенников даже называли на риелторском сленге «приватизаторами» — в свое время довольно распространены были даже блокноты, стилизованные под «розовые» свидетельства о приватизации. Сейчас форма свидетельства изменилась, подделать его сложнее, но умельцы и тут находятся.

Чтобы избежать такого сценария, собственник в договоре найма может закрепить свое право хотя бы раз в месяц посещать квартиру, чтобы проверить ее состояние, убедиться в оплате счетов за коммунальные услуги, получить арендную плату и оценить обстановку. Можно также попросить соседей сообщить о смене состава жильцов, − говорит Мария Жукова, директор компании «МИЭЛЬ-Аренда».

2. Огни притонов заманчиво мерцали

Еще один вариант субаренды: арендованную квартиру пересдают не доверчивым гражданам, а вполне сознательным клиентам. Чаще всего — под организацию притона, покерного клуба или нелегального «общежития». Организаторы притонов любят просторные квартиры рядом с центром, в домах без консьержа и домофона. И если арендатор заявляет, что жить в квартире будут три девушки-»бухгалтера», это уже повод для владельца забить тревогу».

«Мошенники часто снимают под субаренду квартиры с завышенным ценником, которые не находят «обычного» арендатора. Завышать цену опасно: нормальные люди не снимут, а мошенники — легко», − говорит Александр Харыбин, практикующий риелтор.

3. Безобидная ложь

Лгут собственникам и риэлторам не только профессиональные аферисты. Бывает, что на обман идут вполне законопослушные граждане.

«В моей практике нередки случаи, когда, например, разнополая пара представляется мужем и женой, подруги — сестрами. — И это вовсе необязательно аферисты. Просто родственники и семейные пары могут рассчитывать на большее доверие квартирных хозяев», - рассказал Александр Харыбин.

Часто арендаторы скрывают наличие домашних животных. В компании «НДВ-Недвижимость» вспомнили случай, когда клиент-арендатор и его собака искали квартиру в том же районе, где жили на момент поиска. Вариант нашелся, но квартирный хозяин не был согласен на проживание в квартире собаки, и клиент решил о наличии животного умолчать. В итоге до заселения так и не дошло, поскольку владелец вспомнил, что видел съемщика в соседнем парке гуляющим с собакой.

4. Риелторы тоже на крючке

Бывает, что жертвами квартиросъемщиков оказываются не только хозяева квартир, но и такие матерые волки, как квартирные агенты. «Например, клиент приходит на просмотр с агентом, потом ждет ухода агента и возвращается в квартиру к хозяину. Часто такое происходит, когда хозяин проживает в этой квартире», — приводит пример Роман Бабичев.

Распространенный обман связан с суммой комиссионных агента, когда после подписания договора арендаторы устраивают «концерт», утверждая, что вместо оговоренных 20 тысяч рублей у него в наличии только 10 тысяч. Порой агент вынужден уступать, особенно в кризис, когда спрос на арендное жилье низкий, и сделки идут нечасто.

5. Как себя обезопасить?

В первую очередь, внимательно отнестись к сдаче своей квартиры, критически оценивать происходящее и все перепроверять. Решением также может стать грамотно составленный договор, где максимально прописаны все правила проживания, все права собственника, санкции за нарушение правил и т.п., а также перечень имущества, находящегося в квартире, и его состояние.

«Как правило, мы рекомендуем нашим клиентам страховать объекты, сдаваемые в аренду — это поможет им уберечь себя и свое имущество от ненужных, но возможных рисков, — рассказала Мария Жукова. — А также гражданскую ответственность на случай непредвиденных обстоятельств, например, затопления соседей. Размер страховой премии просчитывается индивидуально и зависит от того страхового покрытия, которое предусмотрено в полисе».

«Распознать хорошего мошенника не сможет ни агент, ни хозяин, иначе он был бы уже давно пойман. А застраховать себя от мелких мошенников можно, если прописать в договоре штрафные санкции», − говорит Роман Бабичев, руководитель департамента аренды компании «Азбука жилья».

В графе «условия досрочного расторжения» нужно указать, в каких ситуациях возможно расторжение договора найма, какие штрафные санкции предусмотрены, а также на каких основаниях собственник может выселить жильца — например, в случае неуплаты аренды за определенный срок, регулярного нарушения условий договора, постоянных жалоб соседей. Бороться с нелегальными жильцами возможно посредством постоянного посещения и проверки квартиры. Однако частота посещений должна быть прописана в договоре, и арендодатель обязан заранее оповестить жильцов о своем приходе.


Согласие на обработку персональных данных

Настоящим, свободно, своей волей и в своем интересе даю ЗАО «МИЭЛЬ» (ОГРН 1057748261526, ИНН 7709631538, КПП 770901001, адрес: 109004, г. Москва, ул. Николоямская, д. 40, стр. 1) (далее - Компания) согласие на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, размещенной на настоящем сайте (далее - Сайт), с целью: обработки моего запроса, направленного через форму обратной связи, коммуникации со мной в целях, связанных с обработкой и выполнением моего запроса с помощью различных средств связи, а именно посредством: интернет; сообщений на адрес электронной почты; коротких текстовых сообщений (SMS) и мультимедийных сообщений (MMS) на номер телефона; а также посредством использования информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями (мессенджеров); телефонных звонков; а также в целях продвижения Компанией товаров и услуг, проведения электронных или SMS опросов, контроля маркетинговых акций, клиентской поддержки, контроля качества услуг, оказываемых Компанией, а также для внутренней статистики Сайта, для чего разрешаю совершать с моими персональными данными следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение (в электронном виде и на бумажном носителе), уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение, передачу (в том числе передачу третьим лицам, не исключая трансграничную передачу, если необходимость в ней возникла в ходе исполнения обязательств), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

Право на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, помимо ЗАО «МИЭЛЬ» дается также юридическим лицам, использующим Товарных знак «МИЭЛЬ» на основании лицензионных договоров, а также юридическим лицам, входящим в Сеть офисов недвижимости «МИЭЛЬ» и использующим Товарный знак «МИЭЛЬ» на основании договоров коммерческой концессии (франчайзинга), договоров коммерческой субконцессии (субфранчайзинга).

Одновременно даю свое согласие и не возражаю, чтобы Компания или иные лица по ее поручению отправляли сообщения, в том числе рекламного характера или иную информацию иного содержания на номер телефона или адрес электронной почты, или с использованием иных средств связи, указанных мной в форме обратной связи. Также даю свое согласие (не возражаю) на передачу третьим лицам персональных и иных данных, в том числе для целей их обработки, для обеспечения функционирования Сайта, реализации партнерских и иных программ, при условии обеспечения в отношении передаваемых данных режима, аналогичного режиму, существующему на Сайте, в том числе включая, но не ограничиваясь, передачу персональных данных лицам, аффилированным Компанией или заключившим с ней договоры, а также третьим лицам в случаях, когда такая передача необходима для использования Клиентом (Пользователем) определенного сервиса либо для исполнения определенного соглашения или договора с Клиентом (Пользователем).

Настоящее согласие предоставляется с момента заполнения формы обратной связи на Сайте, срок его действия неограничен. Настоящее согласие может быть отозвано мной в любой момент посредством направления соответствующего письменного заявления по адресу ЗАО «МИЭЛЬ» указанному в настоящем согласии.