Главная | СМИ о нас | Метаморфозы рынка ипотеки

Метаморфозы рынка ипотеки

19 сентября 2016

Тревожные для заемщиков симптомы объясняют безобидной конъюнктурой сегмента.

По сложившейся в последние два года традиции очередной чиновник высшего эшелона в который уже раз призвал россиян поторопиться с покупкой жилья, пока его стоимость со дня на день не начала расти. Но статистика риелторских агентств свидетельствует - если россияне и покупают сейчас недвижимость, то делают это в подавляющем большинстве случаев только с помощью жилищных кредитов. Между тем в последний год на рынке ипотеки появились новые тенденции, и отнюдь не все из них однозначно можно трактовать как благоприятные для покупателей.

Немного о хорошем, хотя хорошего как раз и не много

Четкий тренд на снижение ставок по ипотечным кредитам наметился еще в апреле 2016 года. Финансовые организации, пусть и не сильно, но последовательно стали снижать размеры годовых процентов по таким кредитам вне зависимости от того, вписывалось ли это предложение в рамки программы господдержки или было собственным независимым банковским продуктом. Например, по итогам марта, когда стало известно о продлении программы господдержки ипотечного кредитования, ставки разом опустились до отметки в 12%. В ходе дальнейшего пересмотра в некоторых кредитно-финансовых организациях есть продукты, годовая комиссия по которым на превышает и 10,7%.

На этом фоне вполне убедительно прозвучали слова главы «Сбербанка» Германа Грефа (именно он 13 сентября посоветовал нашим согражданам воспользоваться моментом стабилизации цен и улучшить свои жилищные условия) о том, что всеобщее снижение ставок по ипотеке ниже 11% годовых может случиться уже в 2017 году, но непосредственно рост востребованности ипотечных продуктов начнется уже в октябре-ноябре.

Подтверждением предположения эксперта стало последовавшее буквально через три дня после его заявления решение Центробанка о снижении ключевой ставки на до уровня в 10%. Следовательно, главные игроки рынка ипотеки получили дополнительную возможность снизить проценты по выдаваемым кредитам. И этот факт действительно может стать катализатором прогнозируемого потребительского спроса.

Правда, директор финансового департамента и член правления ВТБ24 Александр Меленкин, не отрицая того, что решение мегарегулятора очевидно затронет кредитный портфель банка, считает, что существенного уменьшения процентной ставки все-таки не произойдет, а значит, реакция рынка будет слабой. И вообще, в вопросе снижения процентов по ипотеке, пояснил эксперт, ВТБ24 будет ориентироваться на других игроков, а вот ставки по депозитам точно понизит. По крайней мере, для юрлиц точно (на 0,5 процентного пункта), а что касается физлиц - то сначала надо посмотреть за реакцией рынка.

Между тем за последние несколько месяцев средний размер ипотечного кредита продемонстрировал тенденции к увеличению. Так, к концу декабря прошлого года в столичном регионе он колебался на уровне в 4,3 миллиона рублей. А по итогам только первых шести месяцев года нынешнего планка поднялась более чем на пятьсот тысяч рублей, до 4,9 миллиона.

Некоторые аналитики (в том числе и директор ипотечного центра компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Татьяна Гусева) склонны объяснять этот факт в позитивном ключе. Во-первых, отмечают они, рост размера кредита отмечается прежде всего потому, что в прошлом году он резко снизился из-за того, что доходы населения также покатились вниз, и люди, не уверенные в завтрашнем дне, просто предпочли не рисковать и не связываться с большими суммами. Сегодня же, когда новые реалии стали восприниматься как привычное положение вещей, а на рынке налицо проявление стабилизирующих начал, граждане гораздо проще и спокойнее относятся к займу более высоких сумм.

И вот эта тенденция, отмечают знатоки, в будущем году будет только укрепляться. Только вот о какой именно из двух тенденций идет речь - о росте ли размера кредита или об уверенности в завтрашнем дне и стабилизации - не уточняют. Но что-то подсказывает (возможно, один из последних опросов теперь уже скандально известного «Левада-центра», посвященного тревожащим рядовых россиян факторам), что «держать в уме» стоит все же именно первую. Не зря же его результаты свидетельствуют: обывателей продолжает волновать больше всего непрекращающееся падение доходов населения, а также рост цен и безработицы.

Размер первоначального взноса по жилищным кредитам также постепенно увеличивается. До января 2016 года условному держателю ипотеки необходимо было за счет собственных средств покрыть в среднем 33% от стоимости выбранного жилья на первичном рынке. А уже к сентябрю стало ясно, что заемщики должны быть готовы покрыть из собственного кармана уже 38%.

И вновь представители риелторского сообщества объясняют такую тенденцию всего лишь конъюнктурой рынка первичной недвижимости. В период кризиса, поясняет Татьяна Гусева, на реализацию было выведено заметное количество проектов бюджетного сегмента. И если в прошлом году многие из них находились на стадиях невысокой готовности, а настороженные нестабильным развитием экономики граждане относились к ним с известной степенью осторожности, то в нынешнем ситуация поменялась: интерес вместе с уровнем готовности возрос. При этом как таковой бюджет покупки в целом снизился, а реально вносимая покупателем сумма осталась прежней.

Но, пожалуй, с точки зрения гражданина, собирающегося нести на своих плечах ипотечный груз как минимум пару-тройку ближайших пятилеток, в течение которых и с экономикой, и с ним самим может произойти все, что угодно, подобные конъюнктурные соотношения являются слабым утешением.

Еще одна заметная тенденция московской «первички» - сокращение доли москвичей в общем потоке покупателей квартир в новостройках (39,5% сейчас против 48% в 2014 году). На их место приходят выходцы из регионов. Это вторичная московская недвижимость больше их не прельщает, с «первичкой» же ситуация иная. Всего два года назад находилось всего 23% желающих купить новое жилье в мегаполисе, тогда как сегодня «провинциалов», мечтающих за счет заемных средств разжиться столичной квартиркой (по большей части двухкомнатной), насчитывается уже 31%. Но будет ли этот показатель расти и дальше, если положение в регионах продолжает ухудшаться день ото дня - большой вопрос.


Согласие на обработку персональных данных

Настоящим, свободно, своей волей и в своем интересе даю ЗАО «МИЭЛЬ» (ОГРН 1057748261526, ИНН 7709631538, КПП 770901001, адрес: 109004, г. Москва, ул. Николоямская, д. 40, стр. 1) (далее - Компания) согласие на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, размещенной на настоящем сайте (далее - Сайт), с целью: обработки моего запроса, направленного через форму обратной связи, коммуникации со мной в целях, связанных с обработкой и выполнением моего запроса с помощью различных средств связи, а именно посредством: интернет; сообщений на адрес электронной почты; коротких текстовых сообщений (SMS) и мультимедийных сообщений (MMS) на номер телефона; а также посредством использования информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями (мессенджеров); телефонных звонков; а также в целях продвижения Компанией товаров и услуг, проведения электронных или SMS опросов, контроля маркетинговых акций, клиентской поддержки, контроля качества услуг, оказываемых Компанией, а также для внутренней статистики Сайта, для чего разрешаю совершать с моими персональными данными следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение (в электронном виде и на бумажном носителе), уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение, передачу (в том числе передачу третьим лицам, не исключая трансграничную передачу, если необходимость в ней возникла в ходе исполнения обязательств), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

Право на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, помимо ЗАО «МИЭЛЬ» дается также юридическим лицам, использующим Товарных знак «МИЭЛЬ» на основании лицензионных договоров, а также юридическим лицам, входящим в Сеть офисов недвижимости «МИЭЛЬ» и использующим Товарный знак «МИЭЛЬ» на основании договоров коммерческой концессии (франчайзинга), договоров коммерческой субконцессии (субфранчайзинга).

Одновременно даю свое согласие и не возражаю, чтобы Компания или иные лица по ее поручению отправляли сообщения, в том числе рекламного характера или иную информацию иного содержания на номер телефона или адрес электронной почты, или с использованием иных средств связи, указанных мной в форме обратной связи. Также даю свое согласие (не возражаю) на передачу третьим лицам персональных и иных данных, в том числе для целей их обработки, для обеспечения функционирования Сайта, реализации партнерских и иных программ, при условии обеспечения в отношении передаваемых данных режима, аналогичного режиму, существующему на Сайте, в том числе включая, но не ограничиваясь, передачу персональных данных лицам, аффилированным Компанией или заключившим с ней договоры, а также третьим лицам в случаях, когда такая передача необходима для использования Клиентом (Пользователем) определенного сервиса либо для исполнения определенного соглашения или договора с Клиентом (Пользователем).

Настоящее согласие предоставляется с момента заполнения формы обратной связи на Сайте, срок его действия неограничен. Настоящее согласие может быть отозвано мной в любой момент посредством направления соответствующего письменного заявления по адресу ЗАО «МИЭЛЬ» указанному в настоящем согласии.

Стоимость услуг

ПОЧЕМУ «МИЭЛЬ»?

МЫ МОЖЕМ И УМЕЕМ ВСЁ!
28 ЛЕТ БЕЗУПРЕЧНОГО СЛУЖЕНИЯ РИЭЛТОРСКОМУ ДЕЛУ – ТОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ.
«МИЭЛЬ» – КОМПАНИЯ ПОЛНОГО ЦИКЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ.

 

ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Есть вопросы? Позвоните нам: +7 495 777 33 77
или отправьте вопрос на info@miel.ru,
и вы получите профессиональный ответ в течение 15 минут!